Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
Воспитание

Обучение чтению

Опубликовано 29.12.2014

Мне частенько встречается мнение некоторых мам, что учить читать «по слогам» неправильно, нужно сразу учить словами. По-видимому, ноги тут растут из методик раннего обучения (широко популярные «кубики Зайцева» и пр), где ребёнку уже в грудном возрасте предъявляют для запоминания написанные на листе слова.

 

Не будучи сторонником раннего обучения чтению, я, тем не менее, тоже соблазнялась идеей обучения скорочтению, без этапа чтения слогов. Однако сомнения были, и, как оказалось, не зря. Объяснения того, «как правильно», я нашла в книге «Основы нейропсихологии» Т.Г. Визеля. А правильно – смотреть на ребёнка, потому что, как и во всякой другой сфере, есть те, кому природа определила один путь, и те, кому он не подходит, зато прекрасно получается идти по другому.

Читать полностью »

Как развить познавательную активность

Опубликовано 17.04.2014

Одна из основных потребностей человека - познание мира, постижение его законов.
Стремление к изучению всего, что нас окружает - движущая сила каждого человека в отдельности и всего человечества в целом.
Ребёнок не является исключением. Напротив, в ребёнке это стремление проявляется с особой силой.Ребёнок учится постоянно.
Каждое мгновение, когда, по каким-либо причинам, он лишён удовлетворения этой потребности, становится для него тяжёлой мукой. А таких моментов, часов и дней у детей бывает бесконечное множество. (Вспомните, хотя бы, бесконечно тянущееся время, проведённое за школьной партой.)


Читать полностью »

Дать или не дать. Капризы.

Опубликовано 13.04.2014

Яна Зиниград

Я езжу на встречи хоумскулеров в лесу неподалёку от нас без детей продавать органические продукты. Когда уже все покупатели разошлись, подошла ко мне одна женщина с маленькой (2 - 2.5 года) девочкой. Пока мама выбирала продукты, девочка увидела финики и попросила их. Мама ей отвечает: "У нас дома есть много фиников, мы сейчас покупать не будем, я тебе дам дома." Девочка стала просить настойчивей (мне кажется, это была ещё не говорящая девочка, и просила она просто голосом и указательным пальчиком). Мама сказала: "Нет." Девочка начала кричать.

Я предложила маме развязать один из мешочков и угостить дочку. Сама присела возле них, помогла открыть мешочек и сказала девочке: "Ты хочешь взять финик, потому что это тебе важно сейчас, да?"
Девочка посмотрела на меня, взяла финик и с удовольствием потянула его в рот.

Читать полностью »

Я выбираю жить с детьми

Опубликовано 10.04.2014

Яна Зиниград

Саша и девочки встали сегодня в шесть утра, в семь выехали в аэропорт провожать Сашиного брата.
Мы с Хаимом проснулись полдесятого. Все остальные ещё спали. Я наслаждалась тишиной и знала, что она закончится в момент пробуждения Йосифа.
Первым делом мы с Хаимом пошли выносить в компост вёдра из туалета и кухни. Открывая входную дверь, я увидела на ней записку: "Йосиф уехал с нами". Я сразу почувствовала радость и облечение: мне подарили несколько часов тихой и спокойной жизни! Мне было стыдно за свою радость, но я так устала от постоянного напряжения, которое было связано с необычайной активностью моего старшего сына.

Читать полностью »

Почувствовать ребёнка

Опубликовано 10.04.2014

Яна Зиниград

Что делать, когда ребёнок кричит, бьётся в истерике, обижает других детей, делает всё наперекор?

Просто сесть рядом, обнять и прочесть в его глазах боль, страх, тревогу, обиды. Слиться с ним в одно, почувствовать себя на его месте. И сказать вслух обо всём, что мешает ему. Снять тяжёлую ношу с его маленьких плеч, унять душевную боль. Просто произнести вслух. Ребёнку трудно жить непонятым, неуслышанным, трудно нести в маленьком сердце непосильный груз одиночества.

Его истерики и взрывы непослушания - это крик о помощи. И часовые сидения за компьютером тоже. Просто у разных детей и в разных ситуациях страх одиночества выражается по разному. Иногода - это уход от реальности, иногда - борьба до последнего всеми доступными средствами.

Читать полностью »

Удобные дети

Опубликовано 25.03.2014

Яна Зиниград ([info] yana_zinigrad)

Есть удобные дети. Скажешь им: “Делай это”, – они делают. Скажешь: “Надень то”, – они надевают. Кушать даёшь – едят и не привередничают. Гостям улыбаются, с детками игрушками делятся. Порядок сами наводят и голову дают мыть без криков.

А бывают дети, которые ни в какие рамки не лезут. Неудобные. Всё делают по-своему. И ощущение с ними такое, будто не мы их родители, а они – наши. Всё вокруг них вертится. “Я буду делать, как хочу!”, “Я самый главный!”, “Не буду гречку, быстро жарь мне картошку!”, “Мама, ты дура!” По любому поводу – крики и истерики. Порядка не признают вообще. “Не будет субботы!” Жизнь с ними – борьба.

 

Читать полностью »

Отсутствие видимых переживаний не значит, что ребёнок благополучно пережил тяжелую ситуацию (2)

Опубликовано 14.03.2014

Татьяна Губина

В жизни моего приемного ребенка несколько лет назад был пожар. Ночью сгорел дотла дом, в котором они жили. Никто из людей не пострадал – все успели выбежать на улицу, и смотрели, как дом догорает. Дом был старый, деревянный, двухэтажный. Основная версия возникновения пожара – пьяный сосед не потушил сигарету.  С тех прошло года четыре, а впрочем, может, уже и все пять. 

Жила тогда моя девочка в приемной семье. Надо сказать, что все шесть лет, которые она там прожила, ее возили на занятия к психологу. Нужны ли ей на самом деле были эти занятия, или подобным образом семья искала поддержки у людей более компетентных, сейчас судить трудно. Но факт остается фактом – девочка регулярно общалась с детским психологом, которую  искренне считала своим другом,  и вполне по-родственному называла «тетя Таня». К слову сказать, мы и сейчас называем ее тетя Таня, и регулярно приглашаем в гости и на разные важные для нашей семьи события, просто как друга и хорошего человека.

Читать полностью »

Отсутствие видимых переживаний не значит, что ребёнок благополучно пережил тяжелую ситуацию (1)

Опубликовано 14.03.2014

Людмила Петрановская

Хочу записать недавнюю историю из практики, может быть полезно приемным родителям и не только.

В воскресенье вечером звонок. Женщина:
-- Извините, что в выходной, но просто не знаю, что делать. Она не хочет идти завтра в школу и вообще ничего не хочет и, кажется, опять плакала. Я очень боюсь.
Рассказывает: она опекун своей племянницы, 11 лет. Полтора года назад мама девочки очень быстро умерла от рецидива вроде бы вылеченного раньше рака, буквально за пару месяцев. Папы не было, взяла ребенка тетя. Причем тетя не родная, а двоюродная, так что прежде они близко не общались, так, виделись на семейных торжествах. Сначала было тяжко, потом привыкли, все вошло в колею. Девочка учится, занимается гимнастикой. Сначала сильно тосковала по маме, потом вроде развеселилась, подружки, тренировки, летом на море ездили.

Читать полностью »

Эволюция взглядов на воспитание

Опубликовано 14.03.2014

Татьяна Щеглова

Идея о том, что детям полезно дать "проораться", присутствует в европейском и американском общественном сознании еще с 80-х годов 19-го века, когда доктора подняли шум из-за глистов и прочих заразных заболеваний. Уровень детской смертности был тогда чрезвычайно высок (например, в 1900 году 17% детей умирали, не дожив до своего первого дня рождения), поэтому врачи советовали реже прикасаться к младенцам, чтобы их чем-нибудь не заразить. И они лежали в колыбельках и орали до посинения, что считалось вполне нормальным.

Читать полностью »

Теория детских игр

Опубликовано 11.03.2014

Про-мы

С рождения и где-то до года ведущим видом деятельности является общение. Причём, весьма специфичное общение "про-мы". Это то, что интуитивно делает каждый родитель: "Вот мы идём купаться, а сейчас мы ручку вытрем...". Так ребёнок познаёт мир, названия предметов и действий в безопасной для него обстановке - рядом со значимым взрослым. Во все эти кубики-матрёшки он не играет, а лишь изучает. Они скорее для помощи взрослому во взаимодействии с ребёнком, чем для самого ребёнка.

Читать полностью »